Мадина Хаконова. Интервью “Женский взгляд”

Мадина Хаконова (КБР, Нальчик).

Предприниматель, психолог.

1.   Немного о себе, своей семье, роде.

Я – единственный ребенок в неполной семье. Но в целом моя семья на меня оказала самое значительное благотворное воздействие. Мое желание получить материальную независимость я смогла осуществить, несмотря на то, что это было весьма непросто.

2. Какова ситуация в отношении материнства и детства в  КБР (если Вы располагаете информацией)?

По сравнению с центральной Россией в КБР в этом отношении дела обстоят лучше. Возможно, здесь все еще в какой-то степени на формирование личности влияет адыгэ хабзэ. Но в целом ситуацию неутешительная. Общий кризис больше всего деморализовал мужчин. На мой взгляд, это связано с тем, что женщины стали добытчицами и не могут дать столько материнской любви и внимания, сколько могла дать женщина прошлых времен. Это вызывает деградацию мужского образа. Без крепкого патрилокального начала любое общество, особенно традиционное, опускается, рассыпается. В первую очередь страдают женщины и дети.

3.  Что для Вас Адыге Хабзе? Что собой представляет настоящее с прошлое наполнение этого понятия?

Это универсальный свод неписанных правил, похожий на кодекс самураев. Очень сложная система, над которой в свое время поработали самые умные благородные умы. Регулятор жизни адыгов, начиная от гигиенических предписаний, кончая философскими установками. Я не делаю разницы между прошлым и настоящим хабзэ. Другое дело, что кое-что из этикета утеряно. Но все еще можно восстановить, если будет добрая народная воля.

4.  Какие новые качества (или понятия) необходимо усвоить современному адыгу, чтобы сохранить свою национальную идентичность в условиях глобализации? От чего отказаться?

Не нужно от чего-то отказываться. Просто жить по законам Адыгэ Хабзэ.

5. Как оцениваете современную обстановку на исторической родине?

Очень непростая. Но как бы сложно ни было, все зависит от наших сегодняшних действий, от стратегии и тактики нашего народа, правительства, от их совместной согласованности. Все это кажется возможным в идеале, но так много «несовпадений», реальных противоречий, что даже не знаю, как это все можно согласовать в реальности.

6. Существует ли реальной связь диаспоры и адыгов, проживающих на исторической родине?

Безусловно, существует и усиливается благодаря Интернету, СМИ, международным проектам, личным контактам, которые все более реальны при современных средствах связи и передвижения. В современном мире расстояния – не проблема. Но нужно сохранить духовную общность, которая у нас пока еще есть.

7. Возможна ли культурная и духовная интеграция всех адыгов на современном этапе? Если да, то в каких формах она Вам представляется?

Личные и общественные связи, о которых я говорила в предыдущем вопросе, и есть те формы, которые приближают культурную и духовную интеграцию в целом.

8.  Каким бы Вы хотели видеть Северный Кавказ,  Кавказ в целом?

Мирным процветающим интернациональным центром многих культур.

Мадина Хаконова. Интервью “Женский взгляд”

Мадина Хаконова (КБР, Нальчик).

Предприниматель, психолог.

1.   Немного о себе, своей семье, роде.

Я – единственный ребенок в неполной семье. Но в целом моя семья на меня оказала самое значительное благотворное воздействие. Мое желание получить материальную независимость я смогла осуществить, несмотря на то, что это было весьма непросто.

2. Какова ситуация в отношении материнства и детства в  КБР (если Вы располагаете информацией)?

По сравнению с центральной Россией в КБР в этом отношении дела обстоят лучше. Возможно, здесь все еще в какой-то степени на формирование личности влияет адыгэ хабзэ. Но в целом ситуацию неутешительная. Общий кризис больше всего деморализовал мужчин. На мой взгляд, это связано с тем, что женщины стали добытчицами и не могут дать столько материнской любви и внимания, сколько могла дать женщина прошлых времен. Это вызывает деградацию мужского образа. Без крепкого патрилокального начала любое общество, особенно традиционное, опускается, рассыпается. В первую очередь страдают женщины и дети.

3.  Что для Вас Адыге Хабзе? Что собой представляет настоящее с прошлое наполнение этого понятия?

Это универсальный свод неписанных правил, похожий на кодекс самураев. Очень сложная система, над которой в свое время поработали самые умные благородные умы. Регулятор жизни адыгов, начиная от гигиенических предписаний, кончая философскими установками. Я не делаю разницы между прошлым и настоящим хабзэ. Другое дело, что кое-что из этикета утеряно. Но все еще можно восстановить, если будет добрая народная воля.

4.  Какие новые качества (или понятия) необходимо усвоить современному адыгу, чтобы сохранить свою национальную идентичность в условиях глобализации? От чего отказаться?

Не нужно от чего-то отказываться. Просто жить по законам Адыгэ Хабзэ.

5. Как оцениваете современную обстановку на исторической родине?

Очень непростая. Но как бы сложно ни было, все зависит от наших сегодняшних действий, от стратегии и тактики нашего народа, правительства, от их совместной согласованности. Все это кажется возможным в идеале, но так много «несовпадений», реальных противоречий, что даже не знаю, как это все можно согласовать в реальности.

6. Существует ли реальной связь диаспоры и адыгов, проживающих на исторической родине?

Безусловно, существует и усиливается благодаря Интернету, СМИ, международным проектам, личным контактам, которые все более реальны при современных средствах связи и передвижения. В современном мире расстояния – не проблема. Но нужно сохранить духовную общность, которая у нас пока еще есть.

7. Возможна ли культурная и духовная интеграция всех адыгов на современном этапе? Если да, то в каких формах она Вам представляется?

Личные и общественные связи, о которых я говорила в предыдущем вопросе, и есть те формы, которые приближают культурную и духовную интеграцию в целом.

8.  Каким бы Вы хотели видеть Северный Кавказ,  Кавказ в целом?

Мирным процветающим интернациональным центром многих культур.

Scroll to Top