Кавказская Атлантида. Река Догуаб

15 июня 2023 – 27 июня 2023. Галерея Glubina, Москва

Выставка Елены Асеевой, куратор Светлана Дёмина

Аудио-гид по выставке Река Догуаб

Каталог выставки “Река Догуаб”

Книга “Река Догуаб”

“Этот проект  – посвящение городу, где я родилась, выросла и куда  вернулась после многих лет скитаний и отсутствия – Геленджику. На реке Догуаб у моих прадедушки и прабабушки, переселенцев – колонистов из Киевской и Слободско-Украинской губерний на Северный Кавказ, была водяная мельница. Это развивается в работах проекта. Мы живем сради тайного, неизвестного языка” (Елена Асеева).

“Чтобы начался новый расцвет поколений, должно преодолеть мифы о бессмертии и невозможности живым встать в ряд с мертвыми и вымершими” (Донна Харувей)

Проект “Река Догуаб“ — это серия работ из бумаги, пластика, лозы, а также видео, аудио и AR. Каждая из работ раскрывает значение топонима, переведенного с черкесского языка на русский. В работах проекта автором рассказывается история Западного Кавказа – и сказочная, и очень трагичная. Экспозиция построена по типу аудиовизуального рассказа, своеобразной книги, посвященной женщине автохтонных черкесских этносов, натухайцев и шапсугов, которые проживали в Геленджике и на Черноморском побережье Кавказа до окончания Кавказской войны. Сегодня в результате серии трагических обстоятельств XIX века их здесь больше нет и топонимы на черкесском языке – единственное, что напоминает о них. Женские голоса всё еще слышны в лесах, долинах, они поют колыбельные песни, кормят животных, собирают в лесу хворост и прививают деревья, убирают салманные домики, выращивают виноград и поддерживают огонь в очаге сакли. Лес, птицы, горные реки, голоса природы, её музыка – на всех работах проекта.

Главными действующими лицами проекта являются время и место. Время не линейное, а одномоментное, где прошлое, настоящее и будущее пересекаются, где времени не существует, ведь искусство способно замкнуть время в себе. Работы на бумаге и такни выполнены в виде 12 женских платьев-топонимов. Тексты на стенах – названия черкесских аулов, которые не дошли до нашего времени и эти топонимы навсегда потеряны. Экспозицию сопровождает аудио-нарратив Бориса Тлюстена с переводом топонимов с адыгского (черкесского) на русский в сопровождении фольклорной музыки, музыки, написанной искусственным интеллектом, фрагментами Нартского эпоса адыгов и нарративом автора.

Автор обращается в своем проекте также к постколониальной и деколониальной теориям (Эдвард Саид, Гаятри Спивак, Александр Эткинд, Владимир Бобровников, Мадина Тлостанова). Особенно важны сегодня работы по Кавказской войне Якова Гордина (“Кавказская Атлантида” и другие). Автор обращается также к теоретикам и практикам спекулятивного реализма, занимающимся художественными исследованиями (Рэй Брасье, Клэр Бишоп, Марк Годфри, Съюзен Зонтаг, Арсений Жиляев и др.), а также к исследованию Николая Эппле “Неудобное прошлое” и пытается понять, как прошлое влияет на современность и будущее, ведь умалчиваемая история разрушает реальность.

Данная проект  является второй частью проекта “Кавказ спящий”(www.caucasusmorpheus.org), выставки которого с прошли в Италии и России в 2012 году.

Научные консультанты проекта: Мадина Андреевна Хакуашева, доктор филологических наук (ведущий научный сотрудник КБИГИ), Адыгэ Хасэ, Геленджик: Ачмиз Разиет Хаджимусовна, Пшибоков Адам Исмаилович, Тлюстен Борис Гиссович. Небиеридзе Тамилла Анатольевна – ст.научный сотрудник отдела фондов ГИКМ и другие.

Елена Асеева (Геленджик). Художник, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России, член Творческого Союза художников России. Методом художника является иллюстрирование в разных медиумах, от графики до объектов и видео, собственных текстов – как поэтических, так и прозаических. Исследовательской темой художника является отношение времени и истории, альтернативная история. Образование: СпбГУП (искусствоведение, кандидат искусствоведения), КубГУ (художественно-графический факультет), Высшая школа “СО” Факультет “Современное искусство – Мастерская Арсения Жиляева”. Резидент галереи Glubina.

Светлана Дёмина (Москва) Художник, со-куратор галереи “Glubina” (Москва). Член МОСХ. Окончила МАХЛ РАХ им. Томского и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Член Московского союза художников, Международного художественного фонда, Творческого союза художников России и Международной федерации художников. Работает в медиа живописи, перформанса, графики, использует смешанные техники, экспериментирует с разными материалами. Член галереи 22.

Открытие: 15 июня 2023 в 19.00

Пресс-релиз выставки Река Догуаб

Подробнее с работами можно познакомится на сайте художника и в каталоге проекта

Мероприятия на выставке Кавказская Атлантида. Река Догуаб

15.06.2023 , 19.00 Открытие, кураторская экскурсия Елены Асеевой и Светланы Дёминой
16.06.2023 , 19.00Кураторская экскурсия Елены Асеевой
22.06.2023 и 25.06.2023, 19.00Кураторская экскурсия Светланы Дёминой 

Регистрация на открытие

Регистрация на кураторскую экскурсию 22.06.2023

Регистрация на кураторскую экскурсию 25.06.2023

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских Грантов. 

Адрес: Галерея GLUBINA. Москва, 1-й Сельскохозяйственный проезд, д. 3. Метро ВДНХ https://galleryglubina.ru/


Репортаж с открытия выставки “Река Догуаб”

Подробнее о проекте


Состав проекта “Река Догуаб”

Платья-топонимы (ткань, акварель, акрил,  бумага), 120 Х 80 см – 12  шт

Птицы (ткань, бумага) –17  шт. 40Х 90 см.

Инсталляция “Корни” – 1 шт , 1 х 3 м.

Видео – 2 шт, 2 мин. и 3 мин.

Инсталляция прозрачная пластик,  акрил, 100 Х 150  (2х слойная) – 1 шт

Аудио в наушниках – 6 наушников (12 треков)

Книга – 1 шт

Музейные AR и найденные объекты – 2 шт.

Изображения ИИ – 20 изображений


  1. “Платья-топонимы”:

__________________________

2.  Инсталляция «Корни»

Виноградная лоза, шпагат.

3. Инсталляция “Водяная мельница времени”

Прозрачный пластик,  акрил, ткань,  100 Х 150  (2-х слойная)

4. Видео 1 “Река Догуаб “:

5. Видео 2 “Письмо в аул Ашампэ”:

6. Книга:

Елена Асеева. Река Догуаб (pdf)

7. Аудио “Голоса земли”

Авторский текст: Елена Асеева/ Перевод топонимов: Борис Гиссович Тлюстен, краевед, ГО Адыгэ Хасэ, Геленджик Музыка: искусственный интеллект Aiva.ai. Адыгская народная музыка, источник: www.adygaabza.ru. Звуки леса, рек, водопадов, записанные автором.

8. Статьи автора

ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 1 

ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 2

ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 3

ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 4

ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 5

9. Инсталляция «Женский след» (найденный объект + AR)

Найденный объект для выставки (фрагмент керамики найден на берегу моря в Геленджике)

3D копия кувшина из экспозиции Геленджикского музея для выставки (Кувшин в виде стилизованной «уточки», XII-XIV вв. Из доследованного в 1956 году захоронения на территории санатория “Архипо-Осиповка”)

AR https://poly.cam/capture/C0EC6256-CC97-4376-A367-FDBA32F371E2 

10. Невозможное возможное

Изображения выполненные ИИ (искуственным интеллектом) по запросу “Как могла бы выглядеть Черкесия сегодня” на сайте crayon.com

__________________________

Scroll to Top